-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в newsparad

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.04.2013
«аписей: 14
 омментариев: 17
Ќаписано: 84

»ллюзи€ обмана: как на самом деле живут в гл€нце

¬торник, 02 јвгуста 2016 г. 18:21 + в цитатник
÷итата сообщени€ novostihi

Ќа заре нулевых, когда деревь€ были большими, а € — начинающим автором молодЄжных изданий, судьба и фуршет свели мен€ с насто€щей гл€нцевой журналисткой (назовем еЄ ќлей). ќна была дл€ мен€ чистейшей прелести чистейшим образцом и первой glossy girl, ставшей эталоном жанра. ≈й было 27 лет, за плечами — неоконченное филологическое высшее. ќна много курила длинные сигареты, носила чулки под каблуки и красную помаду и не просыпалась раньше полудн€.

 онец прекрасной эпохи

ќднажды в присутствии молодых и активных газетных «перьев» ќл€ произнесла фразу, после которой € увидела, как выгл€дит в журналистике классова€ непри€знь. –азмышл€€ о планировании своего незамужнего бюджета, она — внештатница (то есть официально безработна€) нескольких московских гл€нцев — сказала: «Ќапишу в этом мес€це три заметки по 300 баксов — и всЄ, вроде жить можно». ” газетчиков, трудившихс€ на ниве культуры, заходили кадыки: их мес€чный заработок начисл€лс€ в рубл€х и колебалс€ в пределах от $ 500 (помладше, но с в/о) до $ 1 000 (постарше и поопытнее). «а эти деньги они ежедневно ходили на работу и отписывали тексты.

»х начальник, по слухам, получал $ 2000 — и это в издании федерального значени€. “акой же была ставка светского обозревател€ в крупной деловой газете с зан€тостью раз в неделю (в день сдачи полосы) и свободным графиком посещени€ редакции.  огда в середине 2000-х еЄ вывели за штат — «по собственному желанию», из еЄ зарплаты образовались две вакансии в отделе «ќбщество», одну из которых зан€ла еЄ преемница по светской вахте.

“огда, в 2001 году, $ 900 в расслабленном режиме фриланса казались издевательством над логикой. ¬ этом колоссальном разрыве между газетной реальностью и иллюзорностью glossy и состо€ла причина, по которой в гл€нец писали даже вполне уважаемые люди, имевшие мнение и авторитет. ¬едь внештатных авторов гл€нцевых журналов тоже кормили вкусно, выплачива€ $ 200—300 за разворот. ѕлюс ещЄ могла быть надбавка за вредность — эксклюзив, перевод и другие сопутствующие услуги.

ћогу себе представить, скольких молодых филологов расценки «$ 200 за 5 тыс€ч знаков» сбили с пути истинного. ¬ гл€нцевых издани€х, которые «про моду, но не Vogue», — например в ELLE — зарплаты р€довых редакторов колебались в районе $ 1 500—2 000. —тавка в $ 2 500 дл€ редактора культуры считалась средней, в то врем€ как директора отделов моды и красоты и менеджеры уровн€ зам. главного получали $ 3—5 тыс€ч, а ставки самих главных были в пределах $ 5—8 тыс€ч.

ќдин из опрошенных экспертов вспомнил, как в то врем€ автор одного культового мужского журнала переехал жить в »зраиль и гонорара за рассказ ему на первое врем€ хватило. ƒо сих пор слышны отголоски «городских легенд» о том, что в некоторых местах платили из расчЄта $ 1/знак. »сточники утверждают, что самым щедрым был журнал Maxim.

Ёта информаци€ собрана по крупицам: у старожилов с пам€тью на цифры плохо, но неплохо с общими ощущени€ми, что в журналах платили «очень хорошо». –абота, правда, была не такой интересной, как отстаивать демократию или сражатьс€ за звание самого беспощадного театрального критика. ќднако труд непыльный, в офис можно ходить в свободном режиме, а всЄ написать — буквально за ночь. ѕроникновение интернета — точечное, конкуренци€ — низка€, рекламодатели сто€т в очереди на сдачу денег в редакционную кассу, а рынок элегантно узок.

¬плотную к «закату ≈вропы» ситуаци€ подошла в начале 2010-х. Ќефть, от которой так зависит российский люкс (да и почти все остальное российское), била рекорды по добыче, цена за баррель перевалила за сотню, а доллар замер на отметке 30 рублей. «олотое врем€. ѕом€нем.

ћаги€ давно ушла

— возрастом мен€ютс€ и вчерашние выпускницы филфака, и рекламные агентства, и пиарщики люксовых брендов. —егодн€ всЄ по-взрослому — скучно, прагматично и стабильно. Ќа работу ход€т утром, а не днем, и уход€т вечером, а не в 17:00, на обед отводитс€ час, а не три.  ое-где сотрудников ждут уже к 9:30, а приход фиксируетс€ электронной карточкой. » чем, скажите, это отличаетс€ от какой-нибудь корпорации?

«арплаты теперь патриотично считаютс€ в рубл€х, а гонорары — «в белую». Ќачислить себе лишние пару сотен за работу «мЄртвых душ» уже практически невозможно. ћессианство и фэшн-шаманство вышли из моды, перестав быть признаком профессионализма. «дравый смысл восторжествовал, и работать в гл€нцевом журнале, на портале о моде или светской жизни стало обычным зан€тием. ѕопасть туда можно пр€мо с улицы: вместо «есть у мен€ одна девочка» — объ€влени€ о ваканси€х и стажировках. » нет, отдел кадров не сошЄл с ума, приглаша€ на собеседование кандидатку не в том свитере: встречают не по одежке, а по резюме, и предложение о работе делают только после выполнени€ тестовых заданий.

—ама система оценивани€ труда в —ћ» встала с головы на ноги — большие деньги теперь плат€т тем, около кого они крут€тс€. –едактор lifestyle-направлени€ деловой газеты уже не получает столько же, сколько руководитель делового блока, — соотношение здесь 100—150 тыс€ч против 120—170 тыс€ч рублей. ѕотому что нефть важнее платьев, красного сухого и романтических уик-эндов в ¬ене.

— наступлением кризиса р€ды тружеников гл€нцевого пера ощутимо поредели, а многие издани€ и вовсе приказали долго жить. —реди почивших оказались журналы, существовавшие «дл€ красоты» и ради престижа, а также «корпоративчики».

“ем, кто осталс€ в строю, легче тоже не стало. ѕосле всех перипетий, которые претерпели в последние два года экономика страны и курс нацвалюты, гл€нцевые зарплаты, которые никто, конечно, не индексировал, стали совсем скромными. —тартова€ позици€ редактора в известнейшем женском журнале, сдвоенный номер которого можно использовать в качестве оруди€ самообороны, составл€ет 35—40 тыс€ч рублей. » эти деньги барышни отрабатывают как сталевары у разгор€чЄнного мартена, с нормой сдачи 20 полос в мес€ц. ѕо€вление брендовых интернет-порталов осложнило жизнь: там дедлайн каждый день. ѕрошлой осенью сайт крупного гл€нцевого издани€ искал редактора раздела « расота», в чьи об€занности входило создание 2 больших и 3 маленьких текстов ежедневно за 50 тыс€ч «чистыми». » как при таком графике успеть опробовать все процедуры, о которых пишешь?

¬ целом в печатных медиа сегодн€ можно рассчитывать на 35—60 тыс€ч, на сайтах — на 30—50 тыс€ч. “айна тайн — вознаграждение главных редакторов — укладываетс€ в 100—200 тыс€ч рублей «чистыми». ¬сЄ, что выше, может считатьс€ очень хорошей зарплатой, которую порой обеспечивает тесна€ женска€ дружба. «ћногое зависит от того, набрали ли теб€ «по объ€влению» или ты дружишь с главредом. —воим стараютс€ выбить ставку побольше», — говорит јлина, редактор lifestyle-приложени€.

  слову, существующа€ формула «чем известнее бренд, тем меньше оклад» работает исправно. ¬едь, как говоритс€ в профильном производственном романе «ƒь€вол носит Prada», «миллионы девушек во всЄм мире мечтают получить эту работу». ќбычно «за бренд» сотрудник недополучает 10%. ≈сли есть желание продатьс€ дороже, имеет смысл рассматривать новые проекты: предполагаетс€, что за дополнительную плату опытный сотрудник принесет не только свое умение складывать буквы в слова, но и ценные контакты, знакомства и даже рекламодателей. “ак, например, прошлым летом в отдел светской жизни одного развлекательного ресурса, €вл€ющегос€ «дочкой» широко известного в финансовых кругах банковского B2B-сервиса, искали опытного светского репортрЄа на лакомый оклад в 90 тыс€ч.

ќ гонорарах в приличном обществе говорить почти перестали, чтобы не попасть в конфузное положение, когда вы€снитс€, что подруге в том же издании за материал схожего объЄма заплатили 3 тыс€чи рублей, а не 5 тыс€ч, как тебе. —тандартна€ такса — рубль/знак дл€ небольшого текста, но с учЄтом перманентного кризиса даже в самых приличных местах гонорары стали насчитывать по формуле «только печатные знаки без пробелов и минус 13% налога». Ќекоторых фрилансеров успокаивают fix price — за любой лонгрид не больше 10—15 тыс€ч на руки и по 5 тыс€ч за колонку.

¬прочем, пока, к счастью, ещЄ есть возможность спорить с судьбой и тарифной сеткой. “ут вступает искусство переговоров, а также фактор важности и нужности конкретного текста или автора изданию. ѕричем гипотетические «лайки», «шеры» и «репосты» здесь тоже учитываютс€. ≈сли раньше писали «дл€ тиража» и «чтоб забить полосу», то теперь вспомнили о читател€х. ќдно непон€тно: где им вз€ть столько свободного времени, чтобы прочитать и осмыслить весь нагенерированный контент.

ћен€ю помаду на еду

—мысл журналистики lifestyle-направлени€ — дать читателю вдохновение, подсказать свежую идею или помочь сн€ть стресс с помощью новой одежды, еды, путешествий. ” самих работников гл€нцевого фронта свободы выбора фактически нет, потому что на неЄ нет денег. «ƒа, есть пресс-туры, презентации в лучших ресторанах города, бесплатные образцы косметики, которые можно обмен€ть на что-то хорошее у фэшн-редактора или редактора рубрики «≈да». Ќо если в другом месте плат€т больше, то зачем эта хал€ва? ƒеньги — это свобода, в том числе и в выборе косметики.  огда они есть, ты не пользуешьс€ не очень подход€щей, но зато дареной пудрой из новой коллекции, а покупаешь нужную из старой», — говорит бывша€ работница «фабрики иллюзий», ушедша€ в маркетинг.

ѕрезенты от «участников рынка» прибывают посто€нно с пон€тной активизацией к Ќовому году и 8 ћарта. —амое дорогое присылают главным редакторам, а самый большой объем даров принимают отделы красоты и моды. ѕервые вообще завалены банками и тюбиками по уши и не прочь поделитьс€ ими с коллегами.  огда зарплата маленька€, а баночек (особенно из серии limited edition) много, возникает большой соблазн наладить гешефт. ѕри этом нужно соблюдать строжайшую конспирацию. “ак, однажды нерадивый сотрудник попалс€ на сбыте через интернет парфюма, который ещЄ не поступил в продажу, и после выговора был серьЄзно оштрафован. ¬ таких случа€х любые репутационные риски вторичны по сравнению с перспективой вызвать недовольство рекламодател€.

ƒруга€ радость р€дового служител€ гл€нца — пресс-туры. —амый распространЄнный их вид — поездка по производственной необходимости, когда нужно что-то увидеть своими глазами или прочувствовать на собственной шкуре. ѕриглашающа€ сторона стараетс€ впихнуть в несколько дней максимум активностей, так что по возвращении командированному нужен отдых. Ѕывают ещЄ пресс-туры, куда журналистов вывоз€т по тем же причинам, по которым красивых девушек вод€т в рестораны. ћногие крупные компании люб€т устроить выездную вечеринку, захватив с собой дл€ солидности пару-тройку светских обозревательниц, знакомых журналистов или тех, с кем очень хочетс€ познакомитьс€. ƒаже с учЄтом аренды чартера такие тусовки часто дешевле, чем покупка рекламы или того, что игриво называют native advertising (публикаци€, неотличима€ от редакционного контента).

¬ пресс-туры езд€т все: и те, кто по работе, и те, кого так премируют. ¬ свое врем€ в издательском доме «»ндепендент медиа», этом оплоте гл€нцевого социализма, благодар€ голландцу ƒерку —ауэру косметику делили на всех, а каждый р€довой солдат гл€нца должен был слетать в пресс-тур минимум раз в год. ¬ другом издании сотрудники летают в пресс-туры в среднем раз в мес€ц, включа€ те направлени€ (—ейшелы, ћаврикий, √онконг и прочее), которые за свои деньги никогда не выберут. «ѕресс-туры при€тны, но и утомительны. ” теб€ чЄтка€ программа, ты не можешь сделать шаг влево и ходишь строем на обеды и ужины, где сидишь с официальным лицом», — говорит бывший тревел-редактор јнгелика.

 ризис жанра

Ќикто, конечно, не обещал, что в гл€нце будет легко, но и о том, что будет так т€жело, тоже не предупреждали. «—егодн€ печатный гл€нец — вместе с тектоническими изменени€ми в моде и модных медиа — проходит самый непростой период своей истории», — считает главный редактор журнала Interview јлена ƒолецка€. ѕо еЄ мнению, идет переосмысление «того, ради чего тратитс€ дорога€ бумага, и того, что должно оставатьс€ на ней, а что может и должно уходить в digital». ќтдельна€ головна€ боль — стремительное и безвозвратное сокращение аудитории. « аждое издание ищет понимание того, чего же хочет именно его читатель и кто этот читатель в реальности, а также ответ на вопрос, как соотноситс€ редакционна€ политика журнала с рекламным рынком», — отмечает первый главред российского Vogue.

ќбщее отрезвление самой индустрии совпало с моментом взрослени€ второй волны гл€нцевых кадров, вставших в строй в первой половине «нулевых». ¬ св€зи со сложившейс€ ситуацией кадры заволновались. “ак, например, мо€ однокурсница  ат€, beauty-редактор c 10-летним стажем и стабильной работой на женском портале, хочет получать юридическое образование, потому что «надо же уметь делать что-то реальное», а еЄ коллега јрина после почти 15 лет в журналистике всерьез задумываетс€ о втором высшем в области экономики или финансов.

“е, кто посто€нно у станка, жалуютс€, что в высших сло€х атмосферы кумовство всЄ ещЄ имеет место. «„естно говор€, «пишущих» рук по-прежнему не хватает. «ато ради своих людей учреждаютс€ какие-то немыслимые должности, и они приход€т, начинают командовать и мн€т себ€ элитой. ј ведь журналист — это обслуживающа€ професси€, особенно в гл€нце», — констатирует 35-летн€€  арина, пишущий редактор на сайте крупного информационного холдинга.

“ак что же держит людей в гл€нце? ¬ том числе и то, что непон€тно, куда уходить. ≈сть ли жизнь после гл€нца? ƒо 30 лет многие задают себе этот вопрос в кокетливой формулировке «кем мы будем, когда вырастем?».  огда вырастают и обнаруживают, что дальше расти некуда, — уход€т. „аще всего туда, куда зовут или берут, — как правило, в PR- и маркетинг-департаменты вчерашних рекламодателей, с которыми довелось подружитьс€, или на схожие позиции в event-индустрии. √арантированное трудоустройство сулит и сектор «корпоративных коммуникаций», где нужно будет переписывать русским €зыком пресс-релизы и делать скучные интервью дл€ корпоративного журнала.

¬ любом случае, монетизировать придЄтс€ либо умение ладно складывать слова, либо св€зи и содержимое телефонной книжки (этим занимаютс€ те, кто уходит «в консалтинг»). ¬ зависимости от того, что получаетс€ лучше, и выстраиваетс€ нова€ реальность. ѕри этом ждать серьезного карьерного роста без дополнительного образовани€ не приходитс€. ¬сЄ, что раньше составл€ло гордость выпускницы —мольного института им. јлены ƒолецкой, в наше стремительное врем€ мало кого интересует. “еперь ищут толковых байеров, а не «девочек с хорошим вкусом», и SMM-многостаночниц, а не плодовитых эссеистов.

ћаленькие зарплаты, отсутствие карьерного роста (сиди и жди, когда уйдет главный редактор и заберет с собой всех своих фрейлин), посто€нные дедлайны, стресс и ощущение нехватки времени на то, чтобы сделать материал таким крутым, как хотелось бы… Ќо даже эти ужасы пугают не всех. « онечно, € хотела бы зарабатывать больше, но в то же врем€ не готова жертвовать ради этого своими принципами. я не вижу никакой прелести в гл€нце, но те проекты, в которых работала, мне искренне нравились. ћне несколько раз предлагали более высокие должности и деньги, но € верю в своЄ издание и отказываюсь не дума€», — говорит  ат€, шеф-редактор журнала о моде.

«¬едь в конечном счЄте на что направлена многомиллионна€ индустри€ моды? Ќа красоту души», — иронизировал ведущий стилист мифического журнала «ѕодиум», описанного в упом€нутом выше романе. » это верно: в каждой шутке есть дол€ правды.

јлена ¬ладимирска€, основатель HR-агентства Pruffi:

 ризис в гл€нцевой индустрии наступил ещЄ несколько лет назад. ¬о-первых, зарплаты. ≈сли ещЄ 4—5 лет назад оклады были прив€заны к доллару и индексировались в зависимости от его роста/падени€, то последние годы во многих издательских домах их прив€зали к выдуманному курсу «30 рублей за доллар», что, конечно, совершенно не соответствует действительности. “аким образом, фактически за 2 года доходы р€довых сотрудников гл€нцевых журналов/изданий не просто не растут, а упали в два раза. –уководителей среднего и высшего звена или уволили дл€ экономии, или перестали выплачивать бонусы, например процент от выполнени€ плана по продажам рекламы и выходу на определЄнные KPI. ѕоэтому их доходы тоже упали.

—окращений в индустрии больше не будет, потому что штаты уже порезали до самого минимума. –екламщиков не сокращают никогда: плохой продавец сам уйдЄт и не будет сидеть на голом окладе, а если хороший — то зачем резать курицу, котора€ несЄт золотые €йца?

ќчень странно, что все удивл€ютс€, почему в момент кризиса или «проседани€» издани€ «режут» журналистов и редакторов. Ќо если издание неуспешно, то значит, контент не соответствует той целевой аудитории, на которую был рассчитан. Ёто справедливо. Ћюбой рекламщик продаЄт «контент», и если он не продаЄтс€, то значит, им нужно заниматьс€ и адаптировать его под нужную целевую аудиторию.

¬о-вторых, гл€нец становитс€ всЄ более технологичным, и просто складывать буквы в слова уже мало. “ребуютс€ дополнительные навыки и компетенции в сфере digital. ѕрактически вс€ журнальна€ периодика уже ушла в онлайн, очень много интересных спецпроектов на стыке офлайна и онлайна, и нужно уметь работать в этих новых услови€х. √л€нец в хорошем смысле использует технологии e-commerce, а не просто тексты про красивую жизнь. ƒа, истори€ складывани€ буковок остаетс€, но уходит в сторону колумнистики, потому что гл€нцу становитс€ очень важным рационально использовать свой печатный тираж (как способ сохранить аудиторию) и web-пространство. ¬ этом смысле новые герои — блогеры, имеющие по 5 млн просмотров на YouTube, — журнальной индустрии будут интереснее, чем просто авторы текстов. ¬сЄ-таки основное словосочетание, которое включает в себ€ все будущие медиатренды, — «виртуальна€ реальность».

ѕоэтому советую филологическим девушкам задуматьс€ о получении чисто digital-образовани€, у нас или за границей — не имеет значени€. “огда они будут интересны работодателю. ¬ажно не вставать в позу «€ всЄ знаю о помаде/моде/стиле/кино» — либо вообще не найдЄте работу, либо только на низовых позици€х, с очень маленькой зарплатой.

—егодн€ средний уровень зарплат в принте и lifestyle-издани€х — от 60 тыс. до 100 тыс. Ќо 100 тыс€ч — это очень редко и дают за «выслугу лет». Ёту ставку нужно заслужить. ƒл€ «середн€чков» потолок наступает уже на отметке 70—80 тыс. Ќовичков берут на 35—40 тыс.

Ќеудивительно, что девушки, которые пишут про лучшие рестораны, сумки и плать€, никогда в жизни не смогут себе их позволить купить. Ёто давно известно и €вл€етс€ одной из претензий к гл€нцевой индустрии. «’орошие» »ƒ дают своим работникам на «представительские расходы», плохие, к сожалению, только натуральный обмен (пресс-туры, тестова€ косметика и т. д.). Ќе всегда, кстати, качество этих пресс-туров соответствует тем хвалебным текстам, которые за них хочет получить организатор. ќдежду уже давно не оставл€ют после съЄмок: всЄ-таки евро прилично вырос.

отсюда




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку